Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность данной темы обусловлена тем, что за последние 20 лет существенно возрос уровень цифровизации во всем мире. По разным данным количество россиян, пользователей смартфонов, к 2020 году составило около 90 миллионов человек.
По данным опроса ВЦИОМ в 2021 году 23% россиян чувствовали себя одинокими, при этом 19% испытывали это чувство время от времени. Также по данным опроса наиболее часто одинокими чувствовали себя молодые люди в возрасте от 18 до 24 лет (37% от всех опрошенных).
Среди пожилого населения страны одинокими чувствует себя лишь 7% что указывает на то, что проблема одиночества актуальна в большей степени для молодежи. Чтобы не испытывать чувство одиночества 35% опрошенных прибегают к компьютерным играм .
Тема является актуальной, так как влияние компьютерных игр на одиночество молодых людей достаточно мало изучено. А так как данная тема представляет интерес не только в научном сообществе, но и среди простых обывателей, данное исследование будет интересным разным категориям граждан.
Степень научной разработанности проблемы. Теоретической и методологической основой для данной темы послужили работы как зарубежных, так и отечественных ученых. Из отечественных психологов, изучающих феномен одиночества, мы можем выделить Ж. В. Пузанову, Л. И. Старовойтову, Г. М. Тихонову, С. Г. Трубникову. Изучением проблемы одиночества занимались такие зарубежные психологи, как Э. Фромм, К. Хорни, В. Франкл, Ж.П. Сартр, а также А. Кам. Если говорить об исследовании компьютерных игр, мы можем сказать, что не так много ученых исследовали данную область. Можно выделить Р. Кайуа, Я. Богоста, Д. Макгонигал.
Объектом исследования являются молодые люди, активно играющие в компьютерные игры.
Предмет исследования – одиночество как психологический феномен.
Цель – выявить взаимозависимость одиночества молодых людей от видеоигр, в которые они играют; дать общие рекомендации по работе с молодыми людьми, страдающими чувством одиночества.
Задачи исследования:
1) Изучить различные подходы к понятию одиночества.
2) Проанализировать современные тенденции к одиночеству в российском обществе.
3) Провести эмпирическое исследование с молодежью, играющей в видеоигры и неиграющей.
4) Разработать практические рекомендации по работе с молодежью, страдающей от одиночества.
Гипотеза заключается в том, что молодежь, которая регулярно и активно играет в компьютерные игры, наиболее подвержена чувству одиночества в отличие от молодежи, которая не играет в компьютерные игры.
В работе использовались следующие теоретические методы исследования: сравнение, обобщение, анализ, классификация, а также эмпирические: анкетирование, беседа.
Структура работы. Данна курсовая работа содержит в себе введение, две главы основной части, заключение, список использованных источников.
Глава 1. Теоретические основы исследования феномена одиночества
1.1. Различные подходы к пониманию одиночества в психологии
Проблему одиночества рассматривает большой спектр гуманитарных наук. Это связано с тем, что одиночество затрагивает область человеческих взаимоотношений. К наукам, которые изучают одиночество, мы можем отнести психологию, философию, педагогику, социологию, культурологию и даже медицину, которая подходит к этому вопросу с точки зрения различных заболеваний. Мы будем рассматривать феномен одиночества с социально- психологической точки зрения, однако в качестве экскурса в историю затронем немного философию и другие науки.
Еще с древних времен ученых интересовали различные проблемы, занимавшие человеческие умы. В трудах древних философов постоянно фигурировали мысли о том, почему все-таки случается одиночество, как от него избавится и вообще насколько полезно это для человека. В разные эпохи мнение об одиночестве, изоляции и самодостаточности менялись, так как в разные времена люди по-разному ощущали этот мир и свое место в нем.
В античные времена человек представлялся частью космоса и «как личность не существовал для античного сознания». Согласно трудам Платона и Аристотеля, проблемы человека не отделимы от проблем всей вселенной, и человек уже рождается полноценным включенным в систему космоса индивидом. Считалось, что все события, которые происходят с человеком, также являются частью космоса и участие человека в них не столько желательно, сколько обязательно. Другими словами, если человек не имел друзей, не создавал семью и не участвовал с общественной жизни, с ним что-то было не так. Такое поведение считалось нездоровым и противоестественным .
Древние философы по факту утвердили то, что человек является существом социальным и его деятельность неразрывна от общества, в котором он живет.
С позиции современной психологии одиночество представляет собой два различных феномена: позитивное одиночество (уединённость) и негативное одиночество (изоляция). Как правило, чаще всего данное понятие рассматривается в негативном аспекте.
Анализ понятия с позиции различных психологических концепций (психоанализа, бихевиоризма, гуманистической психологии и др.) способствует формированию обобщённого представления о данном понятии.
Рассмотрим, как трактуется понятие «одиночество» с позиции психоанализа. В рамках данного подхода одиночество рассматривается как результат влияния определённых факторов на личностное развитие в детском возрасте. При этом ключевое значение отводится бессознательному. Так, с позиции психоанализа Грегори Зилбург называл детерминантой одиночества формирование личности по нарциссическому типу . Психологи определяют нарциссический тип личности как «всепроникающий паттерн грандиозности (в фантазии или поведении), потребности в восхищении или лести и отсутствии эмпатии, обычно начинающийся в раннем взрослом возрасте и присутствующий в различных контекстах», таких как семейная жизнь и работа.
Данный термин был использован З. Фрейдом в работе «Введение в нарциссизм» (1914 г.). На первом этапе под нарциссизмом понимался либидинозный катексис представлений о своей персоне. В дальнейшем данное определение расширилось, так как Фрейд не включил в него ни рассматриваемые им структуры психики, ни теорию влечений .
Данный подход подкреплён логическим обоснованием. Ведь основная черта нарциссизма – аутоэротизм, направленность либидо на самого себя – делает практически невозможным установление психоэмоциональных связей с другими людьми, что полностью соответствует концепту «одиночество» .
В 1914 году Фрейдом была выдвинута энергетическая концепция нарциссизма, которая способствовала пониманию феномена одиночества. Он рассматривал отношения между нарциссическим и объектным либидо как комплементарные. При этом Фрейд применял модель протоплазматического организма, чтобы доказать, что Самость лишается либидо, когда оно переходит на объект, и как затем либидо, которое направлено на объект, снова возвращается к Самости .
Фрагмент для ознакомления
3
Список источников
1. Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды // под ред. А. А. Бодалева и др. - М.: Педагогика, 1980. - 288 с
2. Аргайл, М. Психология счастья. 2-е изд. - СПб.: Питер, 2003. - 271 с.
3. Арендт Х., Хайдеггер М. Письма 1925–1975 и другие свидетельства / Пер. с нем. А.Б. Григорьева. – М.: Изд-во Института Гайдара, 2015. – 456 с.
4. Бонивелл, И. Ключи к благополучию: что может позитивная психология. - М.: Время, 2009. - 192 с.
5. Браун Д.Ж. Психология Фрейда и постфрейдисты. - М.; Киев:, 1997. - 304 с.
6. Виттельс Ф. Фрейд. Его личность, учение и школа. - Л., 1991. - 197 с.
7. Воденко, К.В. и др. Социальная атомизация России в период пандемии коронавируса: особенности проявления и перспективы преодоления // Вестник Южно-Российского государственного технического университета (НПИ). Серия: Социально-экономические науки. 2020. № 2. С. 100-107.
8. Водяха, А. А. Современные концепции психологического благополучия личности // Дискуссия, 2012. - № 2. - C. 132 - 138.
9. Выготский, Л.С. Педагогическая психология: учебное пособие для студентов средних учебных заведений/ Л.С. Выготский. - М.: издательский центр "Смысл", 2013. - 486с.
10. Голубева, Н. М. К проблеме дифференциации понятий психологического и субъективного благополучия личности // Ученые записки. Педагогический институт саратовского государственного университета им. Н. Г. Чернышевского. Серия психология. Педагогика, 2010. - № 3. Т3. - C. 26 – 30.
11. Горшков, М.А. Современное общество: актуальные проблемы и перспективы развития // Вестник РУДН. Серия: Социология. – 2021. – Т.21. - №4. – С. 739 – 754.
12. Дадун Р. Фрейд. - М., 1994. - 512 с.
13. Джонс Э. Жизнь и творения Зигмунда Фрейда. - М., 1997. - 448 с.
14. Додельцев Р.Ф. Фрейдизм: культурология, психология, философия. - М., 1997. - 284 с.
15. Дыдко С. Н. Становление, развитие и распад Советской государственности (1917—1991 гг.). — М., 1996. — Вып. 2. Военная история. Век XX.
16. Зубок В.М. Неудавшаяся империя: Советский Союз в холодной войне от Сталина до Горбачева / авторизованный пер. с англ. М. Мусиной. – М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН); Фонд Президентский центр Б. Н. Ельцина, 2011. – 671 с.
17. Идобаева, О.А. К построению модели исследования психологического благополучия личности: психолого-развитийный и психолого-педагогический аспекты // Вестн. Том.гос. ун-та, 2011. - №351. - С. 128 - 134.
18. Кон И.С. Психология ранней юности // М.: Просвещение, 1989. – 256 с.
19. Корнилова Т.В., Чумакова М.А. Апробация краткого опросника Большой пятерки (TIPI, КОБТ) // Психологические исследования. 2016. Т. 9, No 46. С. 5-17
20. Короленко Ц. П. Homo Postmodemicus. Психологические и психические нарушения в постмодернистском мире: монография. - Новосибирск: Изд- во НГПУ, 2009, - 248 с.
21. Куликов, Л.В. Здоровье и субъективное благополучие личности //Психология здоровья /под ред. Г.С. Никифорова. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2000. - С. 405-442.
22. Лабиринты одиночества: Пер. с англ. / Сост., общ. ред. и предисл. Н. Е. Покровского. – М.: Прогресс, 1989.
23. Лейбин, В. М. Психоанализ: учебное пособие. 3-изд. - СПб, «Питер», 2019. – 592 с.
24. Леонтьев, А.Н. Потребности, мотивы и эмоции. Конспект лекций / Кафедра общ. психологии. - Москва : Изд-во Моск. ун-та, 1971. - 38 с. : ил.; 21 см.
25. Леонтьев, Д. А. Понятие мотива у А.Н. Леонтьева и проблема качества мотивации // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология, 2016
26. Любомирски, С. Психология счастья. Новый подход.- СПб.- «Питер». - 2014
27. Михальченко, К. А. Развитие личности в период взрослости в концепциях А. Маслоу, Э. Эриксона и К. Роджерса // Психология в России и за рубежом: материалы междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, октябрь 2011 г.). — СПб.: Реноме, 2011. — С. 5-11.
28. Нарочницкая Н. А. Россия и русские в современном мире. - М.: Эксмо: Алгоритм, 2010. - 416 с.
29. Пузанова Ж.В. Проблема одиночества (социологический аспект) – М.: Изд-во РУДН, 1998. – с. 58.
30. Роджерс К.Р. Взгляд на психотерапию: становление человека. Перевод с английского. - М.: Издательская группа «Прогресс», «Универс», 1994 - 480 с.
31. Сайт ВЦИОМ [Электронный ресурс] //Аналитический обзор «Одиночества и как с ним бороться» URL: https://wciom.ru/analytical- reviews/analiticheskii-obzor/odinochestvo-i-kak-s-nim-borotsja
32. Санина, А. Г. (2013) Информационное общество и государственная идентичность // Информационное общество. № 6. С. 9-15.
33. Смирнова А. О. Социальное одиночество: сущность, типы, причины, методы преодоления [Электронный ресурс] // Вестник РГГУ. Серия «Философия. Социология. Искусствоведение».2010. №3 (46).
34. Современная психология / Под ред. В.Н. Дружинина. - М.: Инфра-М, 2016. - 687 с.
35. Тихонов Г. М. Одиночество: стереотип или реальность. – Ижевск: Изд-во ИжГТУ, 2005, – 376 с.
36. Филиндаш Е. В. Феноменология социально-психологического одиночества в среде студенческой молодежи: диссертация – М.: 2015. – 202 с.
37. Фрейд З. «Культурная» сексуальная мораль и современная нервозность // Зигмунд Фрейд, психоанализ и русская мысль. – М., 1994.
38. Фрейд З. Неудобства культуры // Художник и фантазирование. – М.,
39. Фрейд З. По ту сторону принципа удовольствия // По ту сторону принципа удовольствия. – М., 1992.
40. Фрейд З. Тотем и табу // Остроумие и его отношение к бессознательному. Страх. Тотем и табу. – Минск, 1997.
41. Фромм Э. Душа человека, её способность к добру и злу / The Heart of Man, its genius for good and evil (1964) / Пер. В. А. Закса. — М.: АСТ, Астрель, 2010. — 256 с.